Печать

Иранский график


2012-12-29 (17:16)

Доверие к усилиям МАГАТЭ по расследованию всех обстоятельств иранской ядерной программы может быть подорвано после истории с таинственной диаграммой.

Фальшивый график

В ноябре агентство "Associated Press" опубликовало большой материал, "гвоздём" которого стал якобы полученный от осведомлённых источников листок с графиком и подписью на фарси. Листок должен был свидетельствовать о продолжении в Иране работ по созданию ядерного оружия.

На графике можно видеть две кривые - зависимость от времени мощности и выделившейся энергии, причём диапазон изменения времени составляет микросекунды. Энергия (правая ось) измеряется в килотоннах (kT) - традиционных единицах при разработке оружия.

У графика мощности максимум наблюдается при времени чуть более 2 мкс. Выделенная энергия в итоге составляет около 50 килотонн. Бомба, сброшенная на Хиросиму, имела эквивалент порядка 15 килотонн.

Однако первый же анализ показал - график содержит грубые элементарные ошибки и, скорее всего, является подделкой.

"Associated Press" не утверждает прямо, что листок с графиком попал в агентство из МАГАТЭ. В своём материале журналисты агентства назвали источников как два официальных лица из государства, "критически настроенного по отношению к иранской ядерной программе". Было добавлено, однако, что такой же листок имеется в распоряжении МАГАТЭ.

Вскоре после этого, один из авторитетных американских отраслевых еженедельников дал понять - источники "Associated Press" в реальности работают в МАГАТЭ.

Вторая утечка

Листок с графиком - второй за год конфиденциальный материал из недр МАГАТЭ по ядерной программе ИРИ, попавший в руки журналисту AP и затем опубликованный. Интересно отметить, что в обоих случаях утечка документов происходила через одного и того же репортёра.

В мае 2012 года у "Associated Press" вышел материал, посвящённый чертежам камеры для проведения взрывных испытаний, якобы полученный с иранского военного объекта Парчин.

В Тегеране не скрывают, что Парчин - объект военно-промышленного комплекса страны, но категорически отрицают его какую-либо причастность к ядерной программе. Инспектора МАГАТЭ не имеют по международным договорам полномочий для проверки таких объектов. Тем не менее, МАГАТЭ добивается от Ирана права осмотреть Парчин и опросить некоторых из работающих на нём людей.

Чертежи "камеры из Парчина" были восприняты экспертным сообществом просто с настороженностью, но листок с графиком вызвал уже гомерический хохот. Если верить графику, то иранские учёные-атомщики, работающие над проектом национального значения, ошиблись в одной из кривых сразу на шесть порядков. Более того, сам график оказался очень похож на опубликованные в открытой печати иллюстрации.

Авторы сенсации попытались оправдаться и обратились для этого к очередным анонимным дипломатам - на сей раз, из страны "нейтральной к Ирану".

Анонимный источник предположил, что иранские атомщики могли "намеренно упростить график, чтобы сделать его понятным для иранских правительственных чиновников". Но остаётся неясным, почему для этого потребовалось ошибаться в миллион раз в шкале на вертикальной оси.

Ошибка по осям

Американский эксперт Роберт Голдстон на сайте armscontrolwonk.comпредложил искать ошибку не в кривой, а в единицах измерения для вертикальной шкалы.

"Если вы замените шкалу по левой оси на Дж/(10 наносекунд) - классическую единицу времён Манхэттенского проекта - то график приобретает смысл", - считает Голдстон.

Shake, или 10 наносекунд - внесистемная единица измерения времени, используемая в ядерной физике.

Версию о том, что иранские авторы графика ошиблись с единицами измерения, поддержал американский нераспространенческий центр ISIS, который сам неоднократно был замечен в распространении конфиденциальной информации из МАГАТЭ.

Здесь пошли дальше и провели расчёты зависимости от времени мощности и выделившейся энергии при взрыве ядерного боеприпаса по коду HENRE. Полученные кривые в целом неплохо совпали с кривыми из графика, опубликованного "Associated Press" - естественно, с поправкой на единицы измерения.

Дэвид Олбрайт, ведущий эксперт центра ISIS, возлагает всю вину за путаницу с единицами измерения на журналистов "Associated Press".

"Один из графиков, а именно мощность, содержит грубую ошибку в единицах измерения, и это позор для "Associated Press", - пишет Олбрайт.

Эксперт весьма уклончиво поясняет, каким образом появилась ошибка. Он повторяет объяснение, данное в "Associated Press" - график якобы испортили сами иранцы, чтобы сделать его более понятным для чиновников. Теоретически такое могло произойти, а практически стоило бы вспомнить о бритве Оккама.

Более того, такое объяснение порождает новые вопросы. Действительно, журналисты не обязаны уметь вычислять площадь под кривой на графике и сравнивать полученный результат с интегральным значением. Но о чём думал тот человек, кто передал для публикации в СМИ график с заведомым грубым ляпом?

Нехватка знаний

Издание "Nuclear Intelligence Weekly" приводит слова эксперта - естественно, тоже на условиях анонимности - согласившегося прокомментировать эту историю.

"В моём понимании, дело обстояло так. В МАГАТЭ не осознавали в момент передачи для публикации имеющихся на графике научных несоответствий. После появившейся критики, они стали утверждать, что всегда знали (об ошибке в единицах измерения), но забыли предупредить об этом журналистов", - считает источник.

Эксперты делают печальный вывод - в МАГАТЭ элементарно не хватает людей, обладающих опытом создания ядерного оружия, что и приводит в конечном итоге к ошибкам.

Среди тех, кто в МАГАТЭ так или иначе занимается проблемами гарантий, всего лишь два (!!!) человека знают о ядерном оружии всё, утверждает ещё один эксперт, опрошенный "Nuclear Intelligence Weekly". Для полноценной и качественной работы нужно, чтобы таких специалистов был хотя бы десяток.

Эксперт добавил, что один из упомянутых двоих руководит подразделением в составе сотни человек и, естественно, не может уделять всё время Ирану.

Американский эксперт по центрифужным технологиям Скотт Кемп написал для NIW свою версию: "МАГАТЭ не обладает техническими ресурсами или опытом ядерной державы или крупного разведывательного сообщества - в основном, по той причине, что это орган ООН".

Такие страны, как США, не собираются делиться с МАГАТЭ познаниями по ядерному оружию, несмотря на то, что МАГАТЭ по уставу обязано отслеживать признаки появления военных ядерных программ. Таким образом, МАГАТЭ просто не в состоянии делать свою работу, считает Кемп.

Есть и ещё один тонкий момент, хорошо описываемый крылатой фразой "Quis custodiet ipsos custodes?" Кто устережёт самих сторожей? Если МАГАТЭ как ооновская структура получит слишком большие познания по ядерному оружию, то где гарантия, что эта информация не начнёт попадать в чужие руки?

Нехватка технических знаний компенсируется у тех людей, что в интересах своих стран организовывают утечки из МАГАТЭ, стремлением к дешёвым пиар-эффектам: "Пусть всё крутится как сумасшедшее".

Пример такого образа действий, причём взятый из официальной документации МАГАТЭ - печально известное приложение к докладу Юкии Амано по ядерной программе Ирана в ноябре 2011 года.

Документ содержал компиляцию известных данных, собранных МАГАТЭ за последнее десятилетие, и почти не имел новой информации. Но мировые СМИ активно цитировали его как некое доказательство продолжения в Иране работ по созданию ядерного оружия.

Вопрос веры

На сегодняшний день, достоверного ответа на вопрос "Есть ли у Ирана тайная военная ядерная программа?" не имеется. Это вопрос веры. Утечки в прессу должны убедить людей в правильности ответа "Есть". Низкое качество этих утечек утверждает специалистов в обратном.

Возвращаясь к теме графика с ошибкой, центр ISIS отмечает - график, переданный журналистам, не единственный имеющийся в распоряжении МАГАТЭ. У атомного агентства якобы есть ещё много других графиков, которые журналистам не показывают.

В этом-то и проблема, возражают скептики. МАГАТЭ постоянно твердит о том, что имеет основания подозревать Иран, и что иранцы должны давать всё новые и новые пояснения по своей ядерной программе. Доказательств, на основании чего сделан такой вывод, МАГАТЭ не даёт. Вместо этого, публике предлагаются утечки конфиденциальных документов очень и очень сомнительного качества.

Излишний упор на такие утечки может иметь далеко идущие последствия. Прежде всего, встаёт вопрос о доверии ко всем усилиям МАГАТЭ по расследованию иранского ядерного досье.

Олли Хейнонен, бывший заместитель генерального директора МАГАТЭ по гарантиям и действительно грамотный специалист, призывает мировое сообщество поверить - у атомного агентства есть доводы для того, чтобы задавать Ирану вопросы по ядерной программе.

Репутация Хейнонена, конечно, высока. Но близится время, когда МАГАТЭ придётся добавить к словам и репутации нечто более осязаемое, или доверие к деятельности МАГАТЭ начнёт снижаться.

ATOMINFO.RU, ОПУБЛИКОВАНО 24.12.2012

а вот первая статья, посвященная подделке и пресловутый рисунок:

Новые улики против Ирана оказались подделкой

Агентство "Associated Press" распространило на прошлой неделе новые, как оно утверждало, доказательства стремления Ирана к атомной бомбе. Западные специалисты доказательствам не поверили - более того, с первого же взгляда они определили, что представленные документы являются подделкой.

Листок на фарси

Новость, опубликованная "Associated Press", выглядела сенсационно. Иранские учёные якобы вплотную заняты разработкой ядерного оружия и проводят соответствующие расчёты. Попавшие в руки агентства данные свидетельствуют - в Иране создают бомбу в три раза мощнее, чем та, что была сброшена в 1945 году на Хиросиму.

Данные - а именно, листок с графиком и подписью на фарси - были переданы агентству официальным лицом из государства, "критически настроенного по отношению к иранской ядерной программе".

Агентство не называет, из какой страны было получено доказательство. По появившимся позднее утверждениям, это мог быть Израиль.

Листок с доказательствами

 

 

Якобы такие же данные ещё с прошлого года есть в распоряжении МАГАТЭ. Журналисты агентства обратились с просьбой о комментарии к высокопоставленному дипломату, являющемуся "нейтральным" в вопросе о ядерной программе Ирана. Дипломат подтвердил, что такой график действительно передавался в МАГАТЭ.

На графике можно видеть две кривые - зависимость от времени мощности и выделившейся энергии, причём диапазон изменения времени составляет микросекунды. Энергия (правая ось) измеряется в килотоннах (kT) - традиционных единицах при разработке оружия.

У графика мощности максимум наблюдается при времени чуть более 2 мкс. Выделенная энергия в итоге составляет около 50 килотонн. Бомба, сброшенная на Хиросиму, имела эквивалент порядка 15 килотонн.

Подпись к графику в переводе с персидского гласит: "Изменение выхода и высвобожденной энергии как функция времени в течение импульса". В подписи также имеется фрагмент "(5)", что заставляет предположить - данный график входит в некую серию графиков.

Дэвид Оллбрайт из американского центра ISIS назвал график "подлинным", но уточнил, что он служит, скорее, "для понимания физики процесса", чем является частью конструкторской документации.

"Мощность взрыва слишком велика", - полагает Оллбрайт. Он напомнил, что первые бомбы в КНДР имели мощность всего лишь несколько килотонн. Возможно, более реалистичные графики приводятся на других документах серии.

"Associated Press" утверждает, что расчёты, представленные на графике, выполнялись в Иране в 2008-2009 годах. Некое отношение к ним якобы имел Ферейдун Аббаси, ныне возглавляющий атомное ведомство исламской республики.

Постоянный представитель Ирана в МАГАТЭ Али Асгар Солтание заявил, что никогда не слышал о подобном проекте. Пресс-служба МАГАТЭ отказалась давать комментарии по попавшему в руки журналистов графику.

Ошибки по осям

Долго прожить сенсации не удалось. Первый же непристрастный взгляд на график обнаружил странные несоответствия.

В авторитетном независимом издании "Bulletin of the Atomic Scientists" была опубликована реплика за авторством Юсафа Батта и Ференца Далноки-Вересса.

"Происхождение графика не доказано. Если оно и будет доказано, то такой график не может служить доказательством военной ядерной программы. Наконец, график содержит серьёзную ошибку, которую вряд ли были бы в состоянии сделать специалисты, работающие по программе национального значения", - пишут они.

Две кривые на графике не соответствуют друг другу. Если верна кривая для энергии, то максимум мощности должен быть намного меньше - 3×108 кт/с, а не указанные на графике 1,7×1013 кт/с.

Таким образом, график содержит серьёзную ошибку - а именно, кривая мощности завышена почти на шесть порядков.

Расхождения между двумя кривыми, действительно, очевидны. При мощности порядка 1013 кт/с на интервале порядка 10-7 с, действительно, никак не может получиться интеграл по высвобожденной энергии порядка 50 кт.

"График представляет собой либо неряшливый анализ, либо подделку, выполненную на любительском уровне", - приходят к выводу авторы заметки в "Bulletin of the Atomic Scientists".

На этом разоблачения не закончились. Те же авторы обратили внимание, что для расчёта подобных кривых достаточно обладать знаниями на уровне старшекурсников атомных специальностей. Никаких секретов для этого не требуется, и аналогичные графики можно найти в изданных на территории США монографиях.

"Важно подчеркнуть, что другие неядерные государства ведут гораздо более серьёзные расчётные исследования по ядерному оружию. Например, военный институт в Бразилии опубликовал в 2009 году докторскую диссертацию на тему "Численное моделирование термоядерной детонации в гибридных системах "Деление-Синтез", инициированной излучением", что явно имеет отношение к военной ядерной программе", - отмечают авторы.

Бывший инспектор МАГАТЭ Роберт Келли высказался ещё более откровенно: "Очевидно, что график не имеет никакого отношения к ядерному оружию".

"Дело в том, что симметричного колокола, который мы видим на графике, в реальном взрыве не бывает. А на графике мы имеем дело с решением некоего математического уравнения. Ясно, что это не более чем студенческие попытки взять интеграл, к которым присоединён набор бессмысленных чисел", - говорит Келли.

Ещё более весёлую гипотезу выдвинуло издание "Truthout". Оно обратило внимание на необычное написание единицы измерения "килотонна" - kT, а не kt.

Маленькая буква "k" означает, скорее, постоянную Больцмана, а большая "T" - температуру в градусах Кельвина. Произведение kT фигурирует во многих формулах молекулярной физики, а выдаваемый за улику график напоминает, например, описание лазерного импульса.

Возможно, что некто, не мудрствуя лукаво, взял из учебника график, относящийся совершенно к другой области физики, подправил надписи по осям и попытался выдать его за доказательство наличия в Иране военной ядерной программы, считает издание.

Израильский след

Хотя "Associated Press" отказывается назвать, из какой страны агентство получило график, слишком многое косвенным образом указывает на Израиль.

Одно из таких косвенных подтверждений находится в мемуарах бывшего генерального директора МАГАТЭ Мохаммада Эльбарадея.

Экс-глава МАГАТЭ упоминает о том, как в 2009 году Израиль передал в МАГАТЭ документы, якобы доказывающие, что Иран продолжал работу над ядерным оружием, как минимум, до 2007 года.

У экспертов МАГАТЭ сразу же появилось "множество вопросов" по происхождению данных документов, пишет Эльбарадей.

Он не уточняет, как в итоге его ведомство поступило с израильскими документами. Но одновременно он делает характерное примечание - по его мнению, Соединённые Штаты не стали принимать израильские документы во внимание в своём анализе иранской ядерной программы.

ATOMINFO.RU, ОПУБЛИКОВАНО 03.12.2012

Комментарии

Автор: Lynda   2016-05-29 (19:48)

And I thought I was the sensible one. Thanks for setting me stagtrhi.

Добавить новый

Ваше имя (ник):

Контактный e-mail (скрывается):

Ваш комментарий:

 | 


Введите текст с картинки в поле внизу: